Джон Констебл (1776-1837) – английский художник конца 18 века,
пейзажист эпохи романтизма. Знаменит изображениями английской глубинки, особенно – родной долины реки Стаур. Эта область ныне известна как Констебл-кантри (край Констебла). Он писал пейзажи своего родного края, однако при жизни так и не был признан. Его картины легли в основу паттерна очень многих английских сервизов. Но это произойдет намного позже…
Отец Констебла был владельцем сразу нескольких мельниц на северо-востоке Англии. Семья была зажиточной, но старший брат Джона отличался слабым здоровьем и отец будущего живописца смотрел на среднего сына, как на продолжателя фамильного дела. Увлечение рисованием в семье Констеблов считалось блажью и даже не рассматривалось как возможная профессия.
Джон был отправлен в хороший интернат, а затем в хорошую частную школу. Время шло, а увлечение живописью не проходило. До 23 лет юный художник вынужден был скрывать свою страсть. Но в 1799 году Джон откровенно заявил отцу, что мельником он не будет.
Учеба в Королевской Академии не тяготила Констебла. Он часами изучал картины старых мастеров континентальной Европы в Национальной галерее и много работал на натуре.
Работы Констебла – пейзажи, жанровые сцены по-прежнему имеют популярность лишь среди профессионалов. Несмотря на то, что Джон регулярно выставляется в самых известных галереях Англии, впервые на его творчество общество обратило внимание после того, как одна из работ художника получила золотую медаль на выставке во Франции и получила восторженные отзывы Теодора Жерико.
Воспевая красоты своего края, он выбирал не те места, которые были популярны у публики, и у других художников, а выбирал виды, с которыми чувствовал свою личную связь.
Рожденный в семье мельника, он жил простой жизнью, передавая на своих полотнах журчание воды под мельничным колесом, ход повозки, плакучие ивы.
Его обычные сюжеты – это сцены повседневной жизни и жизни обычного человека, с точки красоты и романтизма, присуще его творчеству.
Но, несмотря на невероятную работоспособность и усилия, материальное положение семьи художника остается весьма скромным.
Он часто подвергался нападкам и критике за свой отчаянный романтизм, который был вовсе не популярен в то самое наполеоновское время побед.
Любимая жена художника страдала от туберкулеза. Климат, постоянные переживания за будущее детей, неудачи мужа – все это способствовало тому, что Мария рано умерла.
От этого удара Констебл не оправился до конца жизни.
В 1837 году Джон Констебл умирает от сердечного приступа. За свою жизнь в Англии он сумел продать лишь 12 своих работ, во Франции – в 4 раза больше.
Прошло 100 лет, его картины стали настолько популярны, что их не только копируют, их вышивают, их перекладывают в качестве любимого паттерна на практически всю английскую посуду.
Например, картина «Телега для сена», написанная художником в 1821 году, мы видим ее на тарелках мануфактуры Стаффордшир
|
|
Картина «Вид на собор в Солсбери», написанная в 1823 году, используется в качестве паттерна не только английскими мануфактурами, но и итальянскими мануфактурами
|
|
Картина «Флэтфордская мельница» также используется в качестве паттерна английскими мануфактурами.
|
|
Сегодня работы Констебла украшают самые авторитетные музеи Европы и Америки. В мире искусства его работы – признанный эталон гармонии, эмоциональности и истинной природной красоты.
|
|
|
|
Посуда по картинам Джона Констебла - любима, его отчаянный романтизм придает этим сервизам одухотворенную теплоту и уют.
|
|
|
|